Русско-польская война — вооружённый конфликт между Россией и Речью Посполитой, в ходе которого польско-литовские войска на два года (с 1610 по 1612) оккупировали Московский Кремль. В русскоязычной литературе часто именуется польско-литовской интервенцией или польско-шведской интервенцией. Одно из основных событий Смутного времени.
Польские магнаты вторглись в Россию первоначально под предлогом оказания помощи Лжедмитрию (в 1605 году), а потом с прямо высказанной целью покорить Русское царство. Официально Речь Посполитая в лице короля Сигизмунда III вступила в войну после заключения царём Василием Шуйскимсоюза с враждебным полякам Шведским королевством (см. Выборгский трактат 1609 года). Царское войско было разгромлено в Клушинском сражении, польско-литовское войско овладело Москвой, пленилоШуйского и попыталось посадить на его место королевича Владислава.
В 1612 году Второе народное ополчение освободило Москву от интервентов, однако война полыхала до 1618 года, когда польские и казацкие формирования разорили южные области русского государства и без успеха осаждали Москву. Война завершилась подписанием Деулинского перемирия, по которому среди прочих территориальных потерь Речи Посполитой был уступлен Смоленск.
Предыстория (Дмитриада)
15 августа 1604 года с территории Польши в пределы России вторглось войско Лжедмитрия I. Лжедмитрий выдавал себя за московского царевича, а значительную часть его войска составляли казаки. Лишь польские магнаты Мнишеки с территории современной Западной Украины поддержали Самозванца. Успехам Лжедмитрий был обязан не регулярному польскому войску, а непопулярности русского царя Бориса. В мае, после смерти Бориса Годунова, Дмитрию присягнуло войско, стоявшее подКромами. Он отправил его на Москву во главе с князем Василием Голициным, а сам поехал в Тулу. Убедившись в поддержке дворян и народа — двинулся в столицу. 1 июня 1605 года в результате переворота был свергнут Фёдор Борисович Годунов. 10 июня он был убит, а спустя 10 дней Дмитрий торжественно въехал в Кремль. 18 июля Лжедмитрия признала царица Мария — жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия. 30 июля состоялось венчание на царство. Менее чем через год, 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит в результате переворота, а находившиеся с ним в Москве поляки частью перебиты, частью взяты под стражу и разосланы по городам. Царем стал Василий Шуйский, легитимность которого, однако, не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя».
В 1607 г. в Стародубе явился новый самозванец — Лжедмитрий II, выдававший себя за чудом спасшегося во второй раз царя Дмитрия. К нему немедленно пристало значительное количество польских «рокошан» — повстанцев-конфедератов, проигравших затеянное ими восстание против Сигизмунда III («Рокош Зебжидовского»). Самыми выдающимися из них были князь Роман Рожинский, ставший фактически командующим войска самозванца, Александр Лисовский, Адам Вишневецкий; затем к ним присоединился и усвятский староста Ян Пётр Сапега, во время Рокоша сражавшийся на стороне короля.Донских казаков возглавлял галичанин Иван Заруцкий. Самозванец двинулся на север, 30 апреля — 1 мая 1608 г. разбил под Болховом войска Шуйского и осадил Москву, устроив под Тушиным свой лагерь (см.Тушинский лагерь) от которого получил название Тушинского вора.
Шуйский попытался урегулировать ситуацию, заключив мирный договор с Сигизмундом (26 июля), по которому отпускал всех поляков, взятых в плен после майских событий; Сигизмунд, в свою очередь, обязался отозвать из-под Тушина своих подданных (чего он выполнить и не мог). Поляки были отпущены, и среди них Марина Мнишек, которая была доставлена в Тушинский лагерь и немедленно «признала» в самозванце своего мужа. Значительная часть России оказалась под властью тушинцев, в осажденной Москве начался голод. В такой ситуации, Шуйский призвал на помощь против поляков шведов —28 февраля 1609 года его племянник Михаил Васильевич Скопин-Шуйский заключил договор в Выборге, по которому шведы обязались поставить войско против Самозванца, а Шуйский — отдать шведам Корельский уезд, заключить с ними союз против Польши и помочь шведам в отвоевании у поляков Ливонии. Русско-шведское войско Скопина-Шуйского нанесла ряд поражений тушинцам, освободив от них северо-запад и север России.
1609—1611 Оборона Смоленска
Со своей стороны Сигизмунд III выдвинул направленный против него русско-шведский союз в качестве casus belli и в сентябре 1609 г., надеясь без особого труда овладеть погрязшей в смуте Россией, и осадил Смоленск, в котором защищался воевода Шеин с 4-тысячным гарнизоном. Вторжение Сигизмунда и его требование к тушинским полякам оставить самозванца и идти на помощь королю вызвало кризис в тушинском лагере. Тушинские поляки, сначала воспринявшие требование Сигизмунда крайне враждебно и даже требовавшие у короля покинуть Россию, которую они уже считали своей, в конце концов в большинстве своем решили соединиться с королем. Самозванец бежал в Калугу, где к нему присоединились казаки, татары и даже часть поляков. Остальные во главе с Рожинским ушли в Волоколамск, сжегши Тушино. Тушинские русские во главе с Михаилом Салтыковым, оказавшись в безвыходном положении, в свою очередь выдвинули идею призвания на царство сына Сигизмунда, польского королевича Владислава Жигимонтовича, которому было в то время 15 лет, при условии его крещения в православную веру — о чём и было достигнуто соглашение с Сигизмундом под Смоленском.
1610 Клушинская битва и оккупация поляками Москвы
Между тем русско-шведское войско Скопина-Шуйского торжественно вступило в Москву, готовясь двинуться на выручку Смоленску; но молодой полководец неожиданно умер, и во главе войска был поставлен бездарный брат царя, Дмитрий Шуйский. Выступив к Смоленску, он был по пути атакован и разбит у деревни Клушино польскими формированиями польного гетмана коронного Жолкевского, главным образом вследствие измены наёмных шведов Делагарди, которым он отказался выплатить жалованье, и дурного предводительства плохо обученным ополчением (4 июля 1610 г.).
Коллапс русской государственности
После этого Станислав Жолкевский двинулся к Москве, где возмущенный народ во главе с Захарием Ляпуновым сверг и заточил в монастырь Шуйского, после чего городом стала править так называемая Семибоярщина. Фактически его власть не распространялась за пределы Москвы: на западе от Москвы, в Хорошёве, встали поляки во главе с Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — вернувшийся из-под Калуги Лжедмитрий II, с которым был и польский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они.
В результате было решено договориться с поляками и пригласить на престол польского королевича Владислава на условиях его перехода в православие, как о том уже было договорено между Сигизмундом и тушинской делегацией. 17 (27) августа 1610 г. был подписан соответствующий договор между боярами и гетманом Жолкевским, и Москва целовала крест Владиславу, а к королю под Смоленск было направлено посольство во главе с князем Василием Голицыным для выработки условий воцарения Владислава и мирного договора с Польшей. Однако, опасаясь Самозванца, бояре пошли далее и в ночь на 21 сентября впустили поляков в Кремль.
Однако ж все почти города, как только услышали, что в Москве присягали Королевичу, с рвением присягали таким же образом, как и в столице, именно: Новгород Великий, Чаранда, Устюг, Переяславль Рязанский, Ярославль, Вологда, Бело-озеро (Белозерск), Силийские города(замки), и весь тот тракт к Архангельскому порту и к Ледовитому морю, также вся Рязанская земля до Нижнего Новгорода, находящегося при соединении рек Волги и Оки, также города, державшие сторону обманщика, Коломна, Тула, Серпухов и все прочие, кроме Пскова, который колебался, и некоторых Северских городов, которые ещё признавли обманщика за Царя, и за то были весьма тревожены Запорожскими казаками. Из Казани и Астрахани, по причине отдаленности, ещё не было вестей о том, довольны ли они сим поступком. Но во всех прочих близких областях, как выше было упомянуто, от Великих Лук, от Торопца и других городов весьма были довольны, что им, как они говорили, Господь Бог дал Государем Королевича Владислава.— Рукопись Жолкевского
Смоленск также был взят, после 1,5-годичной осады, вследствие измены перебежчика, указавшего врагу слабое место в стене. Посольство, не сумевшее ни о чём договориться (так как Сигизмунд не желал ни отпускать сына в Москву, ни отказываться от Смоленска), в конце концов было арестованокоролём. Фактически поляки стали править Россией по праву завоевателей, и Сигизмунд посылал отряды для занятия городов. В такой ситуации началось движение за изгнание поляков, объединившее как бывших «тушинцев», так и бывших сторонников Шуйского.
Оккупация Москвы
В начале августа Жолкевский встал лагерем с запада от Москвы. По требованию короля для поддержания порядка в столице до прибытия в Москву королевича Владислава он в октябре-ноябре 1610 года без боя ввёл свои войска в Москву. Через несколько месяцев Жолкевский отбыл в Смоленск. Во главе московского гарнизона был оставлен Александр Гонсевский.
В 1611 г. было сформировано Первое ополчение, с ядром из тушинских казаков и рязанских дворян, под предводительством Дмитрия Трубецкого, Ивана Заруцкого и Прокопия Ляпунова. Оно двинулось к Москве, где в свою очередь вспыхнуло восстание, важную роль в котором играл князь Дмитрий Пожарский. Восстание было подавлено благодаря поджогу Москвы; вскоре после этого ополченцы взяли Китай-город, но внутренняя рознь между казаками и дворянами, завершившаяся убийством Ляпунова, привела к бегству дворян и фактическому распаду ополчения.
В этой ситуации в Нижнем Новгороде формируется Второе ополчение во главе с Пожарским. В августе оно появилось у стен Москвы, где по-прежнему стояли казаки Трубецкого и Заруцкого. 22 и 24 августа были разбиты польские подкрепления, шедшие к Москве под начальством великого гетмана литовского Ходкевича, который вынужден был отступить по смоленской дороге. Последствием победы Пожарского была сдача в плен поляков, находившихся в Кремле.
1613—1617 Осада Смоленска
Поход на Смоленск, по решению Земского собора, стал первой военной операцией возрождённой русской армии на завершающем этапе войны. Собранная для похода на Смоленск армия в середине 1613 года по списку насчитывало 12 250 человек. Русские войска без боя заняли и Вязьму (7 июля 1613 года) и Дорогобуж. Большим успехом стало взятие Белой, которая представляла по настоящему важный форпост на литовском рубеже. Перспектива трудной осады, вид большой русской армии и щедрые посулы, заставили наемников сдать город, причем они сделали это, несмотря на активное сопротивление литовского гарнизона. После этих успехов войско подошло к главной цели своего похода — Смоленску. Русские воеводы большие надежды возлагало на сдачу города, подобно Белой. О том, что ставка делалась на капитуляцию, а не штурм крепости говорят и действия русского войска. За все время осады не было предпринято ни одной попытки штурма или подкопа, под Смоленск вообще не посылалась мощная и многочисленная русская осадная артиллерия. Действия осадного войска ограничились постройкой укрепленных острожков и возведением засек на всех дорогах, ведущих в Литву.
В середине 1614 года успехи сменились неудачами. Несколько поражений в незначительных стычках не привели к отходу русских войск, однако вскоре литовцам удалось прорвать блокаду и перебросить в Смоленск подкрепления и припасы. Шанс быстро вернуть Смоленск был упущен и началась долгая осада города. Поляки и литовцы, поначалу не могли предпринять активных действий против осадной армии. В 1615 гг. в районе Смоленска продолжались небольшие стычки, перемежавшиеся с переговорами. Несмотря на частные успехи, в целом осада не давала результатов. Литовским отрядам ещё дважды удавалось прорваться в крепость и провести обозы. Положение армии осаждающих было довольно тяжелым.
Во второй половине 1616 года литовцы в свою очередь приступили к более активным действиям. Велижский староста Александр Гонсевский, собрав наличные силы, перешел русский рубеж и расположился лагерем недалеко от Смоленска. В ноябре отряд Гонсевского (до 2000 чел.) совершил манёвр и встал лагерем между Дорогобужем и Смоленском, в селе Твердилицы, прервав тем самым снабжение осадной армии по Большой Московской дороге. Для борьбы с литовцами в январе 1617 года начала снаряжаться новая армия во главе с князем Юрием Сулешевым и стольником Семеном Прозоровским. Однако воеводы вновь мешкали, не нападая на явно уступающее им войско Гонсевского. В мае 1617 года, в связи подходом на помощь Гонсевскому«лисовчиков» во главе с новым полковником Станиславом Чаплинским, русское осадное войско было вынуждено покинуть осадные острожки под Смоленском.
Рейд Лисовского
В 1615 году польско-литовская лёгкая кавалерия под командованием пана Лисовского совершила поход в глубь территории России, описав большую петлю вокруг Москвы, после чего вернулась в земли Речи Посполитой. Всего в рейде участвовало до 1 200 — 2 000[1] человек. В ходе рейда произошёлорловский бой, где против отрядов интервентов под Орлом вступили в схватку дружины второго народного ополчения под предводительством князяПожарского.
Поход Владислава 1617-18 гг.
В конце 1616 года король Сигизмунд III принял решение ещё раз попытаться захватить Москву. Поход был представлен как выступление законного царя Владислава Вазы против "узурпатора" Романова. В походе должны были принять участие коронные войска во главе с Владиславом (6000 чел.) и литовские под командованием великого гетмана Яна Кароля Ходкевича (6 500 чел). Первыми выступили литовские войска и уже в мае 1617 года русское осадное войско было вынуждено покинуть острожки под Смоленском и отойти по направлению к Белой. Владислав выступил из Варшавы 5 апреля 1617 года, но только сентябре 1617 года прибыл в Смоленск. 1 (11) октября воевода Дорогобужа Иванис Ададуров перешел на сторону Владислава. Весть о сдаче города привела к настоящей панике в русском войске под Вязьмой и 8 (18) октября крепость была без боя занята интервентами.
Однако на этом быстрые успехи завершились. Зимой 1617/18 гг. русское правительство стянуло на западное направление почти все наличные силы под командованием воевод Бориса Лыкова, Дмитрия Черкасского и Дмитрия Пожарского (16 500 чел.). Несмотря на то, что благодаря подкреплениям войско Владислава и Ходкевича выросла до 18 000 чел. в районе Можайска ей было оказано серьёзное сопротивление. Можайское сражение продолжались всё лето 1618 года. Несмотря на то, что русским войскам в итоге пришлось отступить, польско-литовское войско потеряла время и было сильно ослаблено из-за того, что шляхта массово покидала лагерь по причине неуплаты жалованья. В итоге к Москве подошло лишь около 8 000 чел.
Одной из причин отступления русских войск стало вторжение запорожских казаков во главе с гетманом Петром Сагайдачным. Казаки, воспользовавшись отсутствием крупных правительственных сил легко продвинулись с юго-запада к Москве по пути захватив Ливны, Елец и ряд небольших крепостей. В конце сентября польско-литовское и запорожское войско встретились у стен Москвы. Не имея времени на длительную осаду, Ходкевич 1 октября 1618 года предпринял штурм Москвы, который был отбит. После неудачи поляки и литовцы разместились в районе Троице-Сергиевской лавры, а казаки в районе Калуги. Не имея возможности изгнать врагов со своей территории, русское правительство пошло на заключение невыгодного Деулинского перемирия, на 14,5 лет, по которому Речи Посполитой были уступлены Смоленская, Черниговская и Северская области.
Comments
Post a Comment